Дефицит бюджета Кировской области на 2025 год — 10,28 млрд рублей: суть, причины и последствия
В пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в бюджет Кировской области отмечается важная цифра: при условии одобрения документа депутатами Законодательного собрания региона доходы на 2025 год возрастут на 1,3 млрд руб. — до 105,7 млрд руб.. Это увеличение связано с заметным ростом налоговых поступлений. В то же время расходы планируется увеличить на 2,4 млрд руб., до 116 млрд руб.. В результате дефицит бюджета области на 2025 год возрастёт на 1,15 млрд руб. и составит 10,28 млрд руб.. При этом в 2026–2027 годах в пояснительной записке ожидается профицит бюджета — соответственно 1,8 млрд и 0,9 млрд руб. 😊
Что означает само понятие «дефицит бюджета»?
Дефицит бюджета — это разница между расходами и доходами в конкретном периоде, когда расходы превышают доходы. Для региона это означает, что планируемые расходы на социальные программы, инфраструктуру, зарплаты бюджетников и другие статьи превышают ожидаемые поступления в казну.
Почему дефицит вырос именно в проекте бюджета 2025 года?
Из пояснительной записки следует две ключевые причины изменения показателей:
- Доходы выросли — на 1,3 млрд руб. (до 105,7 млрд руб.) за счёт увеличения налоговых поступлений.
- Однако расходы были увеличены ещё сильнее — на 2,4 млрд руб. и доведены до 116 млрд руб..
Именно несоразмерность увеличения расходов по отношению к росту доходов привела к тому, что дефицит увеличился на 1,15 млрд руб. и достиг 10,28 млрд руб..
Какие возможные причины роста расходов (общая картина)?
Пояснительная записка не детализирует все статьи увеличения расходов, но в практике формирования региональных бюджетов дополнительные расходы могут быть связаны с:
- перераспределением средств в пользу приоритетных направлений;
- увеличением затрат на социальные обязательства (заработные платы, пособия и пр.);
- ростом расходов по текущему содержанию инфраструктуры и коммунальных услуг;
- финансированием капитальных и дорожных работ, если появляются дополнительные обязательства;
- корректировкой межбюджетных трансфертов.
Важно понимать, что перечисленное — общие механизмы и возможные направления. Конкретные статьи расходов для 2025 года изложены в самом законопроекте и пояснительной записке.
Откуда берутся дополнительные доходы?
В тексте указано, что рост доходной части на 1,3 млрд руб. связан со значительным увеличением налоговых поступлений. Налоговые поступления в региональный бюджет формируются за счёт разных источников: налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на прибыль организаций, налогов и сборов, поступающих в региональный бюджет, а также прочих поступлений. Рост таких поступлений может быть вызван экономической активностью, повышением налоговой базы или изменением прогнозов поступлений.
Чем наполнить дефицит и какие инструменты использует регион?
Когда в проекте бюджета фиксируется дефицит, у властей есть стандартный набор инструментов для его покрытия. Варианты, которые обычно применяются регионами:
- привлечение заёмных средств — выпуск облигаций, кредитование;
- использование резервных фондов и остатков на счетах предыдущих лет;
- перенос и корректировка отдельных расходов внутри года (оптимизация и перераспределение);
- увеличение межбюджетных трансфертов (включая федеральную поддержку), если такие источники предусмотрены;
- демонстрация среднесрочной стратегии по выходу на профицит (как это ожидается в 2026–2027 гг.).
Какие именно инструменты будут использованы в Кировской области в 2025 году — решается на уровне региональных властей и органа законодательной власти при рассмотрении законопроекта.
Почему важно, что ожидается профицит в 2026–2027 годах?
Планирование профицита в последующие годы (по данным пояснительной записки: 1,8 млрд руб. в 2026 году и 0,9 млрд руб. в 2027 году) говорит о том, что изменения в 2025 году рассматриваются в контексте среднесрочной финансовой стратегии. Профицит в будущие периоды может позволить области:
- сократить долговую нагрузку или погасить привлечённые займы;
- накопить резервы на непредвиденные расходы;
- увереннее планировать инвестиции в инфраструктуру и социальные проекты.
Тем не менее сам факт прогнозируемого профицита не гарантирует автоматического решения всех проблем — многое зависит от исполнения бюджета и фактической экономической ситуации.
Какие риски несёт увеличение дефицита?
Увеличение дефицита формально само по себе не обязательно плохо, но оно несёт ряд рисков, которые стоит учитывать:
- рост долговой нагрузки при активном привлечении заёмных средств;
- возможные ограничения на новые проекты при необходимости экономии в течение финансового года;
- усиление давления на будущие бюджеты при необходимости обслуживания и погашения займов;
- необходимость жёсткой оптимизации расходов, если прогнозы доходов не подтвердятся.
Что это значит для жителей Кирова и Кировской области?
Для населения последствия могут быть как ощутимыми, так и косвенными. Варианты эффектов:
- корректировка темпов финансирования отдельных программ — это может коснуться капитальных вложений, поддержки малого бизнеса, культурных и спортивных мероприятий;
- влияние на темпы ремонта дорог и благоустройства общественных пространств, если часть инвестиций будет отложена;
- возможная зависимость от решений о заёмном финансировании — при увеличении долговых обязательств часть средств в будущем может идти на обслуживание долга;
- если дефицит покроют за счёт активизации экономической деятельности и налоговых поступлений — жители почувствуют преимущественно положительные результаты (работа предприятий, занятость).
Конкретные последствия зависят от того, какие решения примут региональные власти при утверждении и исполнении бюджета.
Что дальше? Как будет проходить утверждение изменений?
В пояснительной записке указано: изменения вступят в силу в случае одобрения депутатами Законодательного собрания Кировской области. На следующем этапе депутаты обсуждают законопроект, могут внести поправки и в итоге голосуют за принятие или отклонение. После утверждения изменения становятся частью официального бюджета региона на 2025 год.
Как отслеживать и где участвовать в обсуждении бюджета?
Гражданам важно быть информированными и участвовать в общественном диалоге. Полезные шаги:
- следить за материалами заседаний Законодательного собрания, где обсуждается бюджет;
- читать пояснительные записки и приложения к законопроектам — там содержатся подробные цифры и обоснования;
- участвовать в публичных слушаниях и обсуждениях при их проведении;
- обращаться к депутатам с вопросами и предложениями по приоритетам бюджетных расходов.
Выводы и что важно помнить
Ключевые факты, которые стоит держать в голове:
- доходы проекта бюджета Кировской области на 2025 год увеличены на 1,3 млрд руб. и составляют 105,7 млрд руб.;
- расходы увеличены на 2,4 млрд руб. и доведены до 116 млрд руб.;
- дефицит 2025 года увеличится на 1,15 млрд руб. и составит 10,28 млрд руб.;
- в среднесрочной перспективе в пояснительной записке прогнозируется выход на профицит: 1,8 млрд руб. в 2026 году и 0,9 млрд руб. в 2027 году.
Эти цифры — отправная точка для обсуждения приоритетов региона. Решения по покрытию дефицита и исполнению бюджета будут формировать финансовую и социальную картину Кировской области на ближайшие годы. Следите за ходом обсуждений и принимайте участие в публичном диалоге — это важная часть гражданской позиции ️👥.
Если вам важно знать больше деталей по конкретным статьям доходов и расходов — ждите публикации полного текста законопроекта и пояснительной записки на официальных ресурсах региона и материалах заседаний Законодательного собрания. Мы будем следить за развитием ситуации и информировать жителей Кирова о ключевых решениях.
Пишите в комментариях своё мнение: какие направления, по‑вашему, следует сохранить в приоритете при корректировке бюджета? 📝